Традиции нашего дома

Счастлив тот,

кто счастлив у себя дома.

Л.Н. Толстой


Мало кто любит, когда ему начинают навязывать что-то новое, но при этом, почти каждый уважает и принимает традиции. Традиция переводится как «исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также соответствующие им обычаи, правила, ценности». Традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, и являются основой воспитания детей. Свои традиции есть в каждом доме. Преемственность старших и младших основывается на традициях, на них же держится духовно-нравственная жизнь. Чем многообразнее традиции в доме, тем духовно богаче те, кто там живет. Изучайте и помните традиции своего дома, цените, уважайте и берегите их.

У нашего дома также есть свои собственные традиции, о которых нам  хотелось бы вам рассказать.

Традиция приема нового ребенка («Я кому-то нужен»)

При поступлении нового ребенка в группу воспитатель проводит серию игр, чтобы представить нового воспитанника группе, а группу познакомить с ним: «Знакомство», «Расскажи о себе», «Запомни наши имена»; для детей младшего возраста – хороводные игры «Снежный ком», «Дрозд», «Хоровод знакомств», «Давай-ка познакомимся». Все это необходимо, чтобы создать доверительную обстановку, снять эмоциональное напряжение, сформировать чувство безопасности и защищенности «Я кому-то нужен». В старших группах также проводится общая беседа, где новый воспитанник рассказывает о себе, о своих увлечениях, ребята группы также рассказывают о том, чем занимаются, кто и чем увлекается и т.п. Затем нового воспитанника знакомят с правилами внутреннего распорядка, правилами поведения, с режимом дня, с воспитателями, рассказывают о традициях группы в которую помещен ребенок. Для нового воспитанника уже подготовлено спальное место и самые необходимые вещи. Также для новичков проводится экскурсия по Учреждению. По желанию для вновь пришедшего воспитанника назначается «куратор» из воспитанников группы. Проводится ритуал принятия в группу.

Традиция вовлечения воспитанника в жизнь центра

За время пребывания ребенка в Учреждении, он обязательно активно включается в жизнь центра.

Практически каждый вечер организуются «Огоньки», где обсуждаются события уходящего дня, подводятся итоги, дети делятся своими впечатлениями, высказывают свои желания или недовольства. И, если есть конфликты в группе – воспитатель проводит процедуру примирения. В младших группах, как правило, проводятся не «Огоньки», а «Экран настроения» - к вечеру каждый из младших ребят, должен заполнить специальные «кармашки» цветными карточками, где каждый из цветов отражает его настроение (красный – день отличный, зеленый – в целом все хорошо, синий – не все было хорошо, черный – все было плохо, даже хотелось плакать). На основании этих цветных карточек, воспитатель выявляет детей, с которыми нужно будет «посекретничать перед сном».

Так же в группах проводятся игры по сплочению детского коллектива. Организуются и различные мероприятия: праздники, концерты, конкурсы, акции, викторины. Существует традиция празднования «Дня именинника», «Дня сладкоежки» «Дня первоклассника» и других. Есть традиция проведения конкурса «Мы ищем таланты». Организуются акции: «Самый, самый…» (по итогам месяца, например - «Самый лучший по поведению/учебе и т.д.). Выпускаются стенгазеты. Проводятся спортивные мероприятия, оформляются «уголки спортивных достижений». Организуются встречи с бывшими воспитанниками центра, которые добились профессиональных успехов, преодолели свои личностные проблемы.

В Центре периодически проводятся линейки успеваемости, где речь идет о «школьной жизни»: воспитанники вместе с воспитателями обсуждают успехи и трудности прошедшей недели, поощряются ребята, не имеющие задолженностей и замечаний, определяется необходимая помощь ребятам в их школьной жизни.

Все дети активно привлекаются к занятиям в спортивных секциях (футбол, волейбол, легкая атлетика и др.), кружках (вышивание, шитье, оригами, квиллинг), факультативах (киноклуб, канис-терапия и др.). Традиционно организуется много внеурочной деятельности: трудовые отряды, концертная деятельность (в том числе выездная для пожилых людей в геронтологических центрах, госпиталях), а также поздравительные номера для сотрудников полиции.

Традиция выпуска воспитанника из Учреждения

При выпуске из Центра, воспитаннику обязательно вручаются памятные подарки от друзей, сотрудников Центра, личный альбом выпускника с памятными фотографиями жизни в Центре.

Специалисты стараются снабдить каждого выпускающегося памятками с полезной информацией, телефонами, адресами служб, куда можно обратиться за помощью. В группах проводятся прощальные «Огоньки» (ритуал прощания), ребята и воспитатели дают напутствия, пишут пожелания. В группах ребята обмениваются адресами, телефонами, ссылками в социальных сетях. И, как завершающий штрих - выпускник пишет отзыв об Учреждении.

Естественно, связь с выпускниками не прерывается сразу – специалисты периодически звонят бывшему воспитаннику, чтобы узнать, как идут его дела. А многие выпускники, став уже вполне самостоятельными и взрослыми, приезжают помочь в делах Центра, поддержать тех, кто в настоящее время живет в СРЦН. Стали уже традиционными «парикмахерские вечера», когда накануне праздничных дней бывшие воспитанницы приезжают постричь малышей, сделать стильные прически средним девочкам и помочь с макияжем старшим.

И никто не удивится, увидев бывшего воспитанника, играющего в футбол с мальчишками или на площадке с малышами.

В Центре периодически проводятся линейки успеваемости, где речь идет о «школьной жизни»: воспитанники вместе с воспитателями обсуждают успехи и трудности прошедшей недели, поощряются ребята, не имеющие задолженностей и замечаний, определяется необходимая помощь ребятам в их школьной жизни.

Все дети активно привлекаются к занятиям в спортивных секциях (футбол, волейбол, легкая атлетика и др.), кружках (вышивание, шитье, оригами, квиллинг), факультативах (киноклуб, канис-терапия и др.). Традиционно организуется много внеурочной деятельности: трудовые отряды, концертная деятельность (в том числе выездная для пожилых людей в геронтологических центрах, госпиталях), а также поздравительные номера для сотрудников полиции.

Особое место в группе подростков занимает подготовка воспитанников к будущей самостоятельной жизни

Все воспитанники по мере возможности обучаются навыкам ведения домашнего хозяйства, посильного ремонта. Ведется разнообразная адаптация в социуме (выездные мероприятия и экскурсии). Обучение правилам поведения в общественных местах, общения с окружающими («Школа вежливости»), обучение ведению телефонных переговоров. Проводятся беседы, и занятия практической направленности, в ходе которых рассказывается, куда нужно обращаться в случае той или иной ситуации, нарабатываются навыки правильного оформления различных документов.

В обязательном порядке ведется тренировка необходимых компьютерных навыков. Большинство воспитанников привлекается для помощи сотрудникам в наборе текстов или поиске информации в интернете. Помощь эта обоюдна – любой специалист может помочь ребенку при подготовке доклада или реферата для учебы.

Проводятся мероприятия, направленные на повышение значимости семьи в глазах воспитанника (родители приглашаются на праздник «День матери», «День защиты детей», Новый год).

Психологи обязательно проводят тестирование на профессиональную направленность. Социальные педагоги помогают с профессиональным самоопределением и предпрофильным образованием, среди которых особое место занимают посещение воспитанниками «Дней открытых дверей» учебных заведений и Ярмарок профессий. Проводятся так же презентации профессий, посещение учебных заведений города, а также различных мастер-классов в профессиональных училищах, колледжах и лицеях города. Для воспитанников создаются наглядно-информационные материалы (буклеты, листовки, папки с информацией и др.) по профориентации.